По оценкам специалистов, в результате продовольственного мошенничества пищевая промышленность мира ежегодно теряет 30–40 млрд долларов США. Однако помимо экономических потерь, продовольственное мошенничество может причинить ущерб здоровью населения и репутации бренда. Наше Правительство безостановочно модернизирует систему контроля за производством, транспортировкой, хранением и реализацией различных благ для населения. Чипирование одежды, обуви, глобальное отслеживание алкогольной продукции, а теперь надзор дошел и до всех товаров животного происхождения. Вот уже более двух лет как в России внедрена и успешно работает разработанная Россельхознадзором государственная информационная система, как работает новая модель сертификации и, что дают новые технологии производителям и покупателям, особенно в плане безопасности пищевой продукции мы решили выяснить у руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия - Антона Кармазина.
- Действительно, учитывая направление развития средств информатизации деятельности в области ветеринарии, Россельхознадзором были приняты меры по созданию и внедрению Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии. Целями создания данной системы являются: обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров; оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов; оформления разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации подконтрольных товаров; регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них и т.д.
Государственная информационная система в области ветеринарии (ФГИС ВетИС) позволяет решить одну из главных проблем в обеспечении пищевой и биологической безопасности страны - обеспечение сквозной прослеживаемости всей животноводческой продукции.
ФГИС ВетИС включает в себя целый комплекс информационных систем: автоматизированная система Аргус - для оформления разрешений и контроля перемещений поднадзорных грузов через государственную границу Российской Федерации; автоматизированная система Веста - для сбора, передачи и анализа информации по проведению лабораторных исследований поднадзорной продукции; система Цербер – для учета поднадзорных объектов и собственно автоматизированная система Меркурий - это программа, которая обеспечивает полную отчетность на всех стадиях создания продукции, перевозки и передачи конечному потребителю.
Идея и проект электронной ветсертификации возникли еще в 2005 году. Инструментом для контроля выбран электронный документооборот. На смену обработке, хранению и учету тонн бумаги пришел автоматизированный, удобный процесс взаимодействия с поставщиками и покупателями. Данная система позволяет эффективно прослеживать продукты вниз или вверх по всей цепи поставки. Для этого в системе «Меркурий» фиксируется информация обо всех этапах производства: выращивание животных, их убой, места хранения и переработки полученной продукции и так вплоть до розничной реализации. На каждом этапе оформляется отдельный сертификат – таким образом, выстраивается цепочка электронных документов, по которым можно узнать о продукции все. «Меркурий» делает весь процесс абсолютно прозрачным и последовательным. Учитывается каждый этап ее перемещения, так называемый принцип от «поля до прилавка». От внедрения ФГИС особенно выиграл рядовой покупатель, так как введение системы – позволило сделать рынок более прозрачным и более оперативно исключать подделки и суррогаты, тем самым обеспечивать реальную безопасность продукции.
- Уже более двух лет система электронной ветсертификации работает в России, какие этапы пришлось пройти и с какими трудностями пришлось столкнуться за это время?
- Все верно, система электронной ветсертификации официально стартовала в России с 1 июля 2018 года. Однако процесс этот проходил у нас поэтапно. Сначала электронными ветеринарными сертификатами стали сопровождаться сельскохозяйственное сырье, некоторые готовые продукты животного происхождения и некоторые злаки. Отсутствие ветеринарной сертификации на готовую молочную продукцию разрывало цепочку «прослеживаемости». А ведь именно на рынке молочных товаров немалая доля фальсификата.
Правда, не обошлось здесь и без откровенного саботажа некоторых крупных молокопроизводителей и молокопереработчиков, которые были ключевыми противниками ЭВС на готовую молочную продукцию. Потому что система является полностью прозрачной, и она становится неинтересной для лиц, осуществляющих серый оборот молочной продукции, того же самого фальсификата. Оформление ветеринарных сопроводительных документов на готовую продукцию позволяет обеспечить фиксацию и прослеживаемость объемов сырья и произведенной продукции. Сложно предприятию закупившему, например, 90 тонн молока объяснить, как у него на выходе получилось 140 тонн масла.
Однако, уже с 1 июля 2019 года в перечень подконтрольных товаров, кроме прочего, были включены: молочные консервы, сливочное масло, сыры, вся рыбная продукция (группы 03 и 16 ТН ВЭД) и другая готовая животноводческая продукция. С 1 ноября 2019 года в перечень подконтрольных товаров, кроме прочего, была включена вся готовая молочная продукция и мороженое.
- Антон Павлович скажите, как ИС «Меркурий» позволяет выявлять производителей продукции, работающих с нарушениями ветеринарного законодательства?
- Для постоянного мониторинга ветеринарной сертификации в каждом территориальном управлении Россельхознадзора созданы аналитические группы, так называемые «мониторинговые группы». Они проводят анализ поступления сырья, перемещения продукции по производственным площадкам предприятий. Нами стали выявляться зарегистрированные производственные площадки в офисном помещении, частном или многоквартирном доме, на не существующем адресе. Такие «производители» получают статус «фантомов» в ИС «Цербер».
Конечно, проблема «фантомов» была и до «Меркурия». Но именно эта система позволяет выявлять их оперативно. Учитывая мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, установить характер деятельности предприятия без выхода по месту было проблематично, теперь это возможно. Наконец, молочная продукция в «Меркурии» и теперь формируется её прослеживаемость. Мы видим перемещения, в том числе и «сомнительные».
Так в 2019 году нашим Управлением было выявлено 252 фантомных предприятия, в том числе 9 осуществляющих производство и реализацию молочной продукции, а с начала текущего года еще 2 площадки. По всем фактам информация была направлена в правоохранительные органы. Вызывает обеспокоенность тот факт, что данные предприятия направляют фальсифицированную растительными жирами молочную продукцию в социальные учреждения (детские сады, школы, интернаты, учреждения здравоохранения и т.д.) по государственным контрактам. Всего с начала работы системы нашим Управлением выявлено 256 фантомных предприятий.
В ходе анализа ветеринарной сертификации мониторинговой группой также ставятся под сомнение предприятия, выпускающие готовую продукцию, по объемам в 3-4 раза превышающие поступающее сырье. Например, хозяйствующие субъекты не получают сырье и при этом вырабатывают тонны продукции. Или, объемы входящего сырья в 2 и более раз меньше готовой продукции. По таким дисбалансам нашим Управлением организуются внеплановые проверки.
Встречаются еще более парадоксальные случаи, когда предприятия становятся «волшебниками» - при оформлении электронных ветеринарных документов в ИС «Меркурий», формируют производственные партии через транзакции без указания источника сырья и без входящих ветеринарных документов на сырье. Продукция возникает из ничего, из сырья неизвестного происхождения, что нарушает основополагающий принцип прослеживаемости.
- Можно рассказать о каких-нибудь конкретных случаях, когда ИС «Меркурий» помогла выявить нарушение законодательства?
- Мониторинговая группа Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия ежедневно анализируют документы, оформляемые во ФГИС «Меркурий» как специалистами государственной ветеринарной службы, так и уполномоченными лицами организаций.
В ходе данного мониторинга выявляются грубые нарушения при сертификации продукции. Например, имеют место факты направления в пищу людям продукции с истекшим сроком годности, не подвергнутой ветеринарно-санитарной экспертизе, с еще не наступившей датой выработки и т.д.
Так, при проведении анализа ветеринарной сертификации в ФГИС «Меркурий» в Ростовской области нами выявлено рыбоперерабатывающее предприятие, которое в течение полугода производило рыбную продукцию из сырья с истекшими сроками годности. При проведении внеплановой выездной проверки факты использования в производстве просроченной рыбы были подтверждены, на хранении находилось 28 тонн данной продукции. Оформлял ветеринарные свидетельства государственный ветеринарный врач. Юридическое и должностное лица предприятия, а также ветеринарный врач были привлечены к административной ответственности, продукция направлена на утилизацию.
В Астраханской области путем анализа информационной системы был выявлен индивидуальный предприниматель, который из просроченного сырья произвел 273 кг черной икры мороженной. По результатам проведенной органами полиции с привлечением специалистов Управления проверки предприниматель был привлечен к административной ответственности.
В Республике Калмыкия было выявлено оформление электронных ветеринарно-сопроводительных документов на 520 голов рогатого скота для убоя на боенском предприятии. Данные ветеринарно-сопроводительные документы длительное время были не погашены, то есть не подтвержден факт доставки животных на предприятие. В рамках административного производства собственник убойного пункта дала пояснения, что скот к ней не поступал. Оформлением электронных ветеринарных сопроводительных документов занимались государственные ветеринарные врачи одного из ветеринарных учреждений Р. Калмыкия. Вся установленная по данному факту информация Управлением была направлена для рассмотрения в рамках компетенции в правоохранительные органы.
Также по результатам проводимого в этом году нашим Управлением анализа информационной системы выявлены нарушения при оформлении эВСД 777-ю уполномоченными лицами хозяйствующих субъектов; направлено 350 предупреждений уполномоченным лицам, впервые допустившим ошибки; 341 уполномоченное лицо временно заблокировано; аннулированы учетные записи 39 уполномоченных лиц (37 из них в связи с прекращением деятельности хозяйствующего субъекта по налоговой базе, 2 как «фантомы»); 248 хозяйствующих субъекта привлечены к административной ответственности; привлечено 122 государственных ветеринарных врача к административной ответственности за нарушения при оформлении электронных ветеринарно-сопроводительных документах.
- Значит, за выявленные нарушения в оформленных ветеринарках Россельхознадзор «блокирует» предприятия?
- Нет. Здесь надо четко разграничивать. Мы не блокируем и не прекращаем деятельность предприятий. Блокируются конкретные нарушители - уполномоченные лица. Хозяйствующий субъект в любой момент вправе наделить полномочиями по оформлению ВСД другое уполномоченное лицо. И надеемся, обученное на чужих ошибках.
- И в заключение нашей беседы, Антон Павлович, ГИС «Меркурий» справляется с возложенными на нее задачами и с чем она еще сможет нам помочь?
- За двух летний срок своей работы «Меркурий» вырос в большой программный комплекс, интегрированный с десятками тысяч других информационных систем в России, а также за рубежом. Обмен электронными документами уже сейчас осуществляется со многими странами. Система обеспечивает общее информационное поле федерального значения, базу и архив, где фиксируются все сведения о конкретной единице товара. Начиная от момента производства. Фактически можно понять, из какого мяса изготовлен продукт, какие стадии обработки прошел, где хранился и как перевозился, в каких моментах менялся собственник, сколько посредников участвовали в процессе и многое иное. По сути, оформление в системе – это сертификация товарной единицы, позволяющая четко отделить ее от контрафакта. Правительство устало от подделок. Конечно, в первую очередь борьба с поддельными вещами направлена на улучшение качества. А если речь идет о продуктах питания, то качественные показатели становятся залогом безопасности, отсутствия вреда для организма граждан страны.
С каждым месяцем позитивные результаты от внедрения электронной сертификации нарастают, с российских прилавков исчезает некачественная и небезопасная продукция. ФГИС «Меркурий» даёт нам возможность навести порядок, как среди самих производителей, так и самих трейдеров, дистрибьютеров, которые закупают. Всё это в комплексе позволит создать на рынке здоровую конкуренцию.
Выстраивается система, при которой товары российского производства оказываются востребованы не только внутри страны, но и за рубежом. Электронная ветеринарная сертификация становится одним из важнейших аргументов при принятии решения потенциальными торговыми партнёрами России об открытии своего рынка для отечественной продукции.
Прозрачность торговли в современных условиях для стран, заботящихся о своей репутации и процветании своих экспортеров, является первостепенной задачей. В то же время совершенствование, доработка и развитие самой системы продолжаются в соответствии с реалиями нашего времени.
Нашей службой проводится колоссальная работа по обучению и консультированию хозяйствующих субъектов в работе с программой, а их только в зоне ответственности нашего Управления зарегистрировано более 94 тысяч.
-
Пищепром - специализированный новостной канал в WhatsApp. Присоединяйтесь!