Президент России Владимир Путин подготовил поправки в федеральный закон о карантине растений, разрешающие не публиковать в открытом доступе некоторые важные данные в этой отрасли. Соответствующий документ размещён на сайте официального опубликования правовых актов.
В список информации, которые можно будет не раскрывать, войдут, в частности, все виды и категории опасных для сельхозкультур объектов, наименования соответствующей подкарантинной продукции, названия карантинных фитосанитарных зон, а также ежегодная информация о карантинном фитосанитарном состоянии той или иной территории РФ. Также законопроект предполагает исключить необходимость открытого доступа к ежегодному плану проверок и введению временных ограничений.
Изменения вступают в силу по истечении 180 дней со времени публикации документа. Как сообщает «Агроэксперт», новые поправки уже прокомментировали в Россельхознадзоре. В ведомстве отметили, что такие меры позволят защитить российский экспортный потенциал на мировых рынках и освободить ведомство от требований предоставлять информацию о карантинных фитосанитарных зонах в публичном поле. Последнее на сегодня является обязанностью ведомства.
Справка ROSNG
Новый законопроект был внесён в
Госдуму в феврале прошлого года. Депутаты считали, что наличие таких данных (например, о живых и других вредителях или прочих карантинных объектах в партиях тех или иных производителей) является излишним и грозит временными ограничениями или полной потерей доверия к их продукции странами-импортёрами. В то же время, исключение необходимости в этой информации, по их мнению, позволит усовершенствовать регулирование в области карантина растений, а также способствует развитию экспортного потенциала России. Также следует отметить, что публичная информация о карантинных объектах и зонах и подкарантинной продукции может подорвать престиж таких компаний или предприятий и на внутреннем рынке. Однако накануне против поправок выступили в Российском зерновом союзе (
РЗС). Там заявили, что это создаст дополнительные временные и финансовые затраты для производителей растениеводческой продукции. Например, им потребуется тратить время на подачу заявки на проведение исследований о карантинном состоянии подкарантинной продукции и ожидание приезда инспектора на отбор проб и средства на само проведение этой продукции, а также оплату услуги на получение заключения о фитосанитарном состоянии. Ещё одним аргументом союза стало то, что отсутствие данной информации в открытом доступе вынудит сельхозтоваропроизводителей проводить исследования вне зависимости от наличия карантинной фитосанитарной зоны.