Минсельхоз внёс изменения в программу компенсации транспортных расходов на экспорт сельхозпродукции. Об этом сообщает федеральный центр по развитию продукции АПК («Агроэкспорт», принадлежит Минсельхозу).
Прежде всего, субсидия будет разделена по нескольким группам сельхозпродукции. Например, 67 процентов этой суммы будет выделено на компенсацию транспортных расходов при экспорте основной продукции, к которой относятся мясная, рыбная, овощная, кондитерская и прочие. 24 процента предусмотрено для возмещения затрат на транспортировку подсолнечного масла наливом (по отдельным кодам внешнеэкономической деятельности). Ещё 6 процентов этих средств планируется направить на поддержку экспорта зернобобовой и 3 – молочной продукции. Субсидии на транспортировку соевого и рапсового масел, а также их фракций не предусмотрены. В зависимости от условий поставок компания-экспортёр может компенсировать все расходы, если речь идёт об экспорте приоритетной молочной продукции, при поставках в наименее развитые страны предусмотрена компенсация в половину, в остальные государства – четверть расходов. Размер компенсации, как и прежде, не должен превышать трети от стоимости отгруженной продукции. Компенсации предусмотрены на транспортировку продукции, отгруженной в период с 1 июля прошлого по 30 июня текущего года. При этом получатель такой поддержки должен быть зарегистрирован в России и иметь заключённый договор о поставках с российским перевозчиком.
Также ранее «Интерфакс» привёл мнение экспертов о таких изменениях. Эксперт продовольственного рынка и член Экспертного совета ROSNG Александр Корбут назвал рациональным решение о разделение частей субсидий по отдельным группам продукции. По его мнению, это позволит сделать ситуацию с экспортом более прогнозируемой и просчитать бизнес-планы. Также он отметил, что «в этих условиях необходима очень высокая мобильность регулятора, чтобы видеть и чувствовать "тромбы", которые могут возникать в этом процессе, оперативно их устранять и санировать ситуацию». Генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) и ещё один член Экспертного совета ROSNG Артём Белов назвал крайне важным для молочной отрасли решение субсидировать все транспортные затраты при экспорте приоритетной молочной продукции. Он назвал это одним из наиболее эффективных инструментов стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности молочной продукции, особенно сухих молока и сыворотки, на зарубежных рынках. Он отметил, что российские отраслевые компании только начинают этот путь, и им приходится конкурировать с крупнейшими мировыми экспортёрами, например, Новой Зеландией и странами Евросоюза, которые имеют возможность поставлять продукцию с более низкими транспортными затратами. Ещё одним позитивным изменением Белов считает введение изолированных лимитов для отдельных категорий продукции сельхозпродукции, в том числе, опять же, приоритетной молочной. По его мнению, это позволит более гибко распределять субсидии по отдельным направлениям.
На господдержку экспорта сельхозпродукции (включая и компенсацию транспортных расходов) в текущем году планируется выделить 14,7 миллиарда рублей, в 2026 и 2027 – 15,7 и 16,8 соответственно. Сам объём её поставок в 2023 году составил 43,5 миллиарда долларов. Данные за 2024 год пока официально не приводятся. Согласно обновлённой стратегии развития АПК, по базовому варианту в 2025 году (в номинальных ценах) экспорт составит $40,7 млрд, по консервативному - $38,5 млрд, в 2030 году - $55,2 млрд по обоим вариантам. Это соответствует поставленной президентом Владимиром Путиным в указе в мае прошлого года задаче о росте экспорта в полтора раза по сравнению с 2021 годом.
Кстати