Сегмент органических продуктов сложно назвать массовым, однако спрос на него в последние годы стабильно увеличивался, сообщает "РГ". Как развивается рынок «правильной» еды в Ростовской области, и с какими проблемами сталкиваются производители таких продуктов?
Около 100 видов экологически чистых овощей выращивают Анастасия Вейшторт и Сергей Пасичник. На грядках растут такие экзотические растения, которые и представить сложно: халапеньо, мангольд, ромен, чириман, кейл (халапеньо — это острый перец, мангольд — подвид свеклы, ромен — салат, чириман — сорт тыквы, а кейл — капуста). Сегодня овощеводы готовы «накормить» не только себя, но и еще около 30 донских семей. Но несмотря на большой ассортимент и растущий спрос, реализовать продукцию фермерам непросто.
Экоферма Сергея и Анастасии расположена в хуторе Нижняя Ковалевка в Красносулинском районе. Ребята занимаются органическим земледелием уже четыре года, причем начинали с нуля. До мозга костей городские жители они получили в наследство домик, гектар земли и оставили Ростов. Кроме участка у них есть легковой автомобиль. Собственно, это и можно считать начальными вложениями в бизнес.
Анастасия и Сергей — вегетарианцы, и для них крайне важно разнообразить стол свежей зеленью, выращенной без химии.
— 70 процентов того, что мы берем с рынка, не говоря уже о супермаркетах, очень низкого качества, — утверждает Анастасия Вейшторт. — Вы никогда не задавались вопросом, почему, к примеру, томаты хранятся так долго, хорошо переносят транспортировку? Не только овощи, но и сыр, масло, сметана, сладости стали далеки от натуральных.
Однако клиенты не выстраиваются в очередь за органическими продуктами. В России формирование этого рынка только начинается. Согласно последним данным Национального органического союза РФ, он составляет всего 0,15 процентов от мирового. Постоянно покупают такие продукты лишь один процент россиян.
Читайте также
|
Интерес к экопродуктам был бы выше, если бы существовали площадки, где фермеры могут продать продукцию, позиционируя ее как органическую.
— Наши рынки только называются фермерскими, но в действительности фермер не может реализовать там урожай, разве что сдать его перекупщикам. В Ростове нет ни одной площадки, где продавались бы органические продукты. Мы искали разные пути для реализации. Однажды решили сотрудничать с оптовыми базами и, оказалось, что накрутка цены у них десятикратная. Рукколу у производителя они брали по 80 рублей за килограмм, а продавали по 800. Больше мы с оптовиками не связывались.
Реализовать экопродукцию сложно еще и потому, что далеко не каждый знает, что это такое.
— Привычное не всегда единственное — есть фиолетовая морковка, полосатые баклажаны и белые томаты, — говорит Сергей. — Еды гораздо больше, чем представлено на рынке. У нас одних помидоров около 50 сортов, и у каждого — свой вкус.
Большой выбор культур объясняется еще и тем, что вредители не успевают к ним привыкнуть, возможно, теряются в новых запахах. С болезнями растений фермеры борются только природными средствами. Опрыскивают их соком чеснока или лука, используют молочную сыворотку, которая подавляет плесень. Органическая обработка раз в пять дороже химической. Минеральные удобрения фермеры тоже не используют. В результате, себестоимость «чистых» овощей выше. Килограмм таких помидоров, например, стоит 150 рублей, обычных рыночных — от 40 до 80 рублей.
Цена на экопродукты также сказываются на их популярности. Но своих покупателей фермеры не считают богатыми. Экопродукты покупают те, кто заботится о здоровье, а это зачастую не зависит от достатка.
Чтобы наладить сбыт, год назад Сергей и Настя придумали проект «О, батат!» и раскрутили его в соцсетях. Теперь раз в неделю они привозят «овощи ручной работы» в Ростов и в нескольких точках продают тем, кто сделал заказ по Интернету. Кроме того, работает так называемая подписка. Весной клиенты вносят по десять тысяч, а фермеры обещают поставлять им продукты. Это позволяет начать новый цикл: приобрести семена, инвентарь, заложить траты на бензин.
Получить господдержку у Анастасии и Сергея не получилось. Программ, рассчитанных на такие маленькие ЛПХ, просто нет.
Комментарии:
Александр Родин, президент АККОР Ростовской области: — Для развития рынка органических продуктов нет соответствующей законодательной базы. Сегодня самая большая путаница именно в этом сегменте. Как их только не называют: био-, эко-, натурпродукты, органические, фермерские. Но единой маркировки и сертификации, узаконенной государством, нет. Существует только пометка «не содержит ГМО», и с этого года товары с таким знаком проверяют в лабораториях Национальной системы сертификации. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормативам, использовать термин «экологически чистый» на упаковке без оснований нельзя. А маркировки «эко» и «био» — это маркетинговый ход. За достоверность информации никто не отвечает. В результате, среди недобросовестных производителей даже появился термин «зеленое отмывание». Но шаги к упорядочиванию этого сегмента уже есть. Введен в действие ГОСТ, определяющий, что такое «органическое сельское хозяйство». А с 1 января 2017 года появился национальный стандарт проведения сертификации органической продукции. Пока добровольный. Артем Буславин, владелец ЛПХ: — Было бы здорово, если бы государство поддерживало таких производителей, ведь это капиталоемкое и хлопотное дело. В 2003 году я тоже объявил, что буду производить экопродукты. Но колбаса получалась больше тысячи рублей за килограмм. Съели сами. Ограничился растениеводством, но и тут не пошло: слишком маленькая отдача с гектара. Пришлось засеять все подсолнечником. |