Маркировка – это определенные сведения о товаре, его изготовителе. В зависимости от вида продукции, данная информация наносится на этикетку, ярлык, бирку или упаковку. Продукты бытового и хозяйственного назначения, выпускаемые в продажу, требуется обязательно маркировать, как и другие виды продукции. Это нужно сделать при выпуске с производства, ввозе импорта через границу.
ЦЕЛЬ МАРКИРОВКИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И БЫТОВЫХ ТОВАРОВ
Основной целью маркировки любых продуктов является обеспечение защиты прав потребителей. Население вправе получать понятные и достоверные данные об основных потребительских свойствах изделия до того, как примут решение о покупке. Также информация на этикетке или на самом товаре нужна при его эксплуатации. Например, бытовая химия должна содержать правила безопасного применения, меры предосторожности, условия и сроки хранения. Со стороны производителя или поставщика маркировка осуществляется в целях:
● соблюдения обязательных предписаний законодательства (например, для подконтрольных объектов регулирующих нормативных актов указан обязательные перечень сведений, которые нужно отразить на этикетке);
● раскрытия потребителю дополнительных преимуществ своей продукции (например, можно разместить знаки соответствия после прохождения добровольной сертификации);
● легального выпуска на рынок импортного ассортимента (с этой целью все сведения на этикетке переводятся на русский язык). Для изделий хозяйственно-бытового назначения в регулирующих документах прописываются минимально необходимые сведения для указания на этикетке. Кроме того, для подготовки маркировочного носителя учитываются положения национальных или межгосударственных стандартов, иных нормативных актов в сфере защиты прав потребителей.
ДЛЯ КАКИХ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНА МАРКИРОВКА?
Маркировать необходимо все виды хозяйственных и бытовых товаров, что выпускаются в продажу. В частности, это нужно сделать:
● для бытовой химии;
● домашнего и садового инвентаря;
● всех разновидностей посуды, кухонной утвари;
● продукции из пластика, керамики, стекла, дерева;
● электробытового оборудования;
● иной ассортимент, используемый в хозяйстве и быту.
Точный состав сведений, которые нужно непременно указать на этикетке, может существенно отличаться. Например, для ассортимента, который попадает под обязательную сертификацию, такие требования нужно смотреть в технических регламентах ЕАЭС. При этом макет (эскиз) этикетки нужно предоставлять для проверки с остальным пакетом документации на товар. Отметим, что наличие и содержание маркировки также будет проверяться и после выпуска ассортимента в продажу. Например, это вправе делать инспекторы Роспотребнадзора. Рядовые потребители тоже могут сообщать о нарушениях непосредственно в Роспотребнадзор. Если факт нарушения подтвердится, предпринимателю грозит крупный штраф.
ЧТО ДОЛЖНА СОДЕРЖАТЬ МАРКИРОВКА?
Чтобы правильно маркировать продукцию хозяйственного и бытового назначения, нужно изучить нормативную базу, иметь разрешительные документы, знать потребительские свойства. В обязательный перечень сведений входит:
● наименование, целевое назначение изделия;
● данные об изготовителе;
● дата производства, срок службы (годности);
● описание основных характеристик и потребительских свойств;
● правила эксплуатации изделия (в данном случае допускается указание условных обозначений);
● меры предосторожности и безопасности (если это требуется);
● ссылка на нормативно-технические документы, которым соответствует качество, безопасность изделия (например, ГОСТ, ТУ, техрегламент ТС);
● знак соответствия, если товар подлежит сертификации (например, это могут быть знаки ЕАС, РСТ);
● товарный знак (торговая марка), если его использует предприятие-изготовитель.
Обратите внимание, что состав сведений определяется с учетом вида и назначения продукции, норм нормативных актов. Например, максимально строгие требования предусмотрены для бытовой химии. На этикетке таких продуктов должны быть подробные правила применения, описание и знаки безопасности. Размещается маркировочный носитель на самом изделии или на потребительской упаковке. Этикетка крепится таким способом, чтобы она сохранялась на весь период продажи и эксплуатации. Такие же требования действуют и при размещении информации на самом товаре. Подробнее о том, как правильно маркировать предметы хозяйственно-бытового назначения, читайте тут https://znak.store/category/markirovka/izdeliya-xozyajstvenno-bytovogo-naznacheniya.
ШТРИХКОДИРОВАНИЕ: ДЛЯ ЧЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ПРОЦЕДУРА
Еще одним элементом маркировки выступает штрих-код. Это графическое обозначение, где закодирована информация о реализуемом объекте. Большинство изделий, выпускаемых в продажу, маркировано штрих-кодами. Это упрощает учет и инвентаризацию товаров, работу с поставщиками и покупателями. Перечень данных в штрих-коде включает информацию о стране, где зарегистрирована продукция, ее название и торговую марку. Это упрощает выход на рынки зарубежных стран, поставки импортного ассортимента. Штрих-коды наклеиваются на изделие, на ярлык или упаковку. Также есть возможность сразу внести штрих-код в маркировку типографским способом.