Сразу несколько фруктовых ассоциаций России обратились к правительству России с предложением ограничить ввоз импорта фруктов во время сбора и массовой реализации отечественного урожая. По их мнению, без ограничений отрасль вынуждена конкурировать в неравных условиях с иностранными конкурентами, что может привести к целой череде банкротств агропредприятий Юга.
- Во время массовой уборки отечественного урожая на территорию нашей страны из-за границы ввозятся фрукты и ягоды, причем зачастую по демпинговым ценам. Закупочная цена на качественные отечественные фрукты и ягоды сейчас нередко опускается ниже уровня себестоимости. Выращенный с большим трудом отечественный урожай земляники, черешни, сливы, яблок остается невостребованным, - говорит глава кубанского Союза Николай Щербаков. - Не секрет, что при выращивании импортной продукции применяются химические препараты, запрещенные в РФ. Кроме того, мы попадаем в условия недобросовестной конкуренции. В некоторых странах господдержка на развитие садоводства покрывает 80 процентов всех капитальных затрат, а у нас всего 20. Как можно в такой ситуации конкурировать на равных?
В своем письме члены Союза напоминают, что вопрос ограничения импорта в Россию иностранных фруктов обсуждался на правительственном уровне, в профильных министерствах и ведомствах, при обсуждении «дорожной карты» по ускоренному развитию плодово-ягодной отрасли на 2020-2022-е годы и так далее. Однако, по их словам, «вопрос остался нерешенным».
Как уверяют производители, во время уборки большинству из них критически важно продать часть выращенного урожая «с колес» – кому-то нужно рассчитываться за дорогие российские кредиты, у других не хватает мощностей для хранения большого объема урожая (опять-таки, из-за нехватки средств и дороговизны займов) и так далее. Но когда в это же время на рынок поступает импортный урожай, продать свою продукцию по адекватным ценам становится невозможно.
Прямые потери в результате невозможности реализации продукции в период уборки составляет в среднем шесть рублей за килограмм, подсчитали в «Северокавказском федеральном научном центре садоводства, виноградарства и виноделия». А величина косвенных потерь, в том числе, с учетом передержки фруктов, падения закупочных цен и так далее доходит до 29 рублей.
- Если мы, согласно Доктрине продовольственной безопасности, действительно хотим заниматься расширенным воспроизводством фруктов и ягод, необходимо иметь рентабельность не менее 62 процентов. Тогда оптовая цена реализации яблок период массового сбора должна составлять не менее 48 рублей за килограмм (расчеты по показателям рыночной конъюнктуры прошлого года). А оптовые закупочные цены на 14 процентов ниже этой цифры, - приводит расчет директор Центра, академик РАН Евгений Егоров.
Однако часть экспертов считает, что искусственные ограничения в условиях высокой инфляции в России могут дестабилизировать потребительский рынок.
- С одной стороны, аргументы садоводов абсолютно справедливы, потому что за рубежом уровень господдержки садоводство действительно, как правило, заметно выше. Однако ограничительные меры, как мы видим, в конечном итоге бьют по потребителю и негативно сказывается на экономике в целом. Например, несколько лет назад были введены жёсткие ограничения на импорт фруктов из Европейского Союза. Эта мера горячо была поддержана российскими садоводами, они обещали обеспечить страну своими фруктами, но этого не произошло. Цены выросли, а аграрии снова просят ограничить ввоз, теперь уже из всех зарубежных стран, - говорит редактор Национального аграрного агентства Дмитрий Беляев. – Аналитики говорят о сокращении потребления фруктов в России из-за инфляции и падения покупательской способности. Сможет ли запрет исправить ситуацию? Скорее наоборот.
По мнению эксперта, позитивные изменения для отрасли в целом могут быть, если продолжится усиленная господдержка отрасли, если вырастет объем субсидирования затрат. И, что немаловажно, если начнут наводить порядок в рознице. Сейчас перераспределение прибавочной стоимости происходит в пользу торговых сетей, закупающих продукцию по низким оптом ценам. Часть этой маржи должна идти производителю. При соблюдении этих условий российские производители смогут успешно конкурировать с иностранцами, а потребители получают конкурентную среду, где они сами смогут выбирать, какие фрукты они хотят видеть у себя на столе, резюмирует эксперт.