Действие льготного тарифа на перевозку зерновых и нескольких видов рыбы и рыбной продукции для российских сельхозпроизводителей в текущем году закончилось за два месяца, что гораздо быстрее чем ожидалось. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на данные Минсельхоза.
По данным газеты, министерство приостановило приём новых заявок на применение этой меры. Речь идёт об основных видах зерна, а также горбуше, минтае и сардине иваси. Для этой продукции предусматривались дополнительные субсидии на транспортировку железнодорожным транспортом. В частности, поручение предоставить такую поддержку на рыбную продукцию полтора года назад дал президент Владимир Путин. Остатки продукции, в отношении которой действовала льгота, на сегодня остались незначительными. По данным на 26 февраля зерновых при раннем планируемом объёме в 1,92 миллиона тонн сохранилось всего лишь 15,4 тонны, а рыбы и рыбной продукции – 10,6 вместо 60 тысяч соответственно. Также отмечается, что в прошлом году сопоставимые объёмы были зафиксированы только к сентябрю. В целом в текущем году льгота распространялось на почти 2 млн тонн зерновых и 70 тыс тонн рыбопродукции.
В самом Минсельхозе подтвердили, что заявки больше не принимаются. В то же время, там заверили, что работают над решением проблемы. По данным министерства, в текущем году из федерального бюджета на поддержку льготных перевозок выделено около 8,3 миллиарда рублей, что на 2 миллиарда больше, чем годом ранее. Там также заявили, что если отправители частично не воспользуются льготными перевозками по одобренным заявкам, денежные средства будут восстановлены, и отбор заявок возобновится. В главном российском железнодорожном операторе перевозок, РЖД, заявили, что грузы, в отношении которых государство приняло решение о предоставлении субсидий, имеют больший приоритет при приёме заявок на перевозку по лимитирующим направлениям.
Сами сельхозпроизводители и эксперты также обеспокоены сложившейся ситуацией. Например, представители рыбной отрасли отметили, что вылов некоторых видов популярных и доступных для россиян рыб ещё даже не начинался. Исполнительный директор ассоциации «Народный фермер» Станислав Санкеев отметил, что субсидирование ж/д перевозок – одна из самых адресных мер, которая «нацелена на поддержку тех регионов, которые, с одной стороны, не имеют достаточных экспортных возможностей, а с другой — полностью обеспечивают себя зерном и нуждаются в вывозе продукции». В частности, речь идёт о субъектах Сибири и Дальнего Востока, у которых логистические издержки выше чем у многих других из-за их удалённости. В связи с этим, по мнению эксперта, утрата льготных тарифов может стать довольно острой проблемой, для обоих округов, — сообщил «Известиям» исполнительный директор ассоциации. Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев раскритиковал механизм субсидирования по нескольким причинам. По его словам, объёмы этой поддержки незначительны, и быстро расходуются на все виды грузов, а для рыбы остаются незначительные суммы. Также он отметил, что лимиты расходуются раньше срока промысла вышеназванных популярных рыб. Причиной этого Зверев назвал то, что срок распределения лимитов не привязан к началу проведения рыбной путины. Независимый эксперт зернового рынка и член Экспертного совета ROSNG Александр Корбут объяснил внезапное окончание лимитов неправильным планированием распределения средств. Также, по его мнению, причиной могло стать ограничение финансовой поддержки со стороны Минфина.