Правительство России готовит новый список экстренных мер для поддержки внутреннего топливного рынка в условиях сокращения производства и дефицита бензина в ряде регионов, сообщает «КоммерсантЪ».
Они рассматриваются в качестве ответа на обращение вице-премьера Александра Новака в адрес премьер-министра Михаила Мишустина, которое было направлено ещё 24 сентября. В письме отмечается, что, несмотря на ранее принятые меры по защите объектов топливно-энергетического комплекса, на сегодня сохраняются риски ухудшения ситуации с наличием нефтепродуктов. В документе описаны меры, которые должны способствовать насыщению страны бензином и дизельным топливом. Их объёмы при выполнении предложений должны составить не менее 350 тысяч и 100 тысяч соответственно. Прежде всего, кабмин планирует обнулить ввозные таможенные пошлины на бензин из Китая, Сингапура и Южной Кореи, которые на сегодня составляют 5%. Планируется и увеличение закупок топлива из Беларуси. За сентябрь, как указывается в письме, они составили 45 тысяч тонн. Сколько всего планируется импортировать из всех четырёх стран, не уточняется, но отмечается, что при благоприятных условиях только из Беларуси может поставляться до 300 тысяч тонн в месяц. На импортные нефтепродукты должен быть введён демпфер. В нефтяной и смежных отраслях это механизм, который позволяет контролировать стоимость бензина и дизельного топлива, сглаживая резкие колебания между внутренним и внешним рынками. Также поставлять горючее на внутренний рынок смогут только уполномоченные организации — «Роснефть», АО ННК и государственное ВО «Промсырьеимпорт». Ещё одна мера касается улучшения качества производимого внутри самой страны топлива. Минэнерго поручили разрешить на полгода использование монометиланилина (ММА). Это октаноповышающая присадка, которая используется для увеличения детонационной стойкости бензина. Её добавляют в низкооктановое топливо, что позволяет увеличить производство высоко октанового 5 класса. В последнем из видов топлива будет содержаться не более 42% ароматических углеводородов, около 1% ММА и не выше 10% этанола. Также Минфину предложили продумать создание экономических стимулов для применения этилового спирта в производстве бензина. Это, в частности, предполагает отмену акцизов на такое сырьё. Подобная мера должна увеличить поставки бензина на внутренний рынок на 100 тысяч тонн в месяц.
Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) ещё 30 сентября сообщил о временном обнулении импортных пошлин на нефтепродукты до 30 июня следующего года. Решение должно вступить в силу через десять дней. В Минфине, Минэнерго, аппаратах Александра Новака и Михаила Мишустина комментарии не предоставили. В аналитической компании «ОМТ-Консалт» поддержали расширение импорта. Там считают, что эта мера позволит создать своего рода «подушку безопасности» в случае дефицита. Однако возможными проблемами они назвали долгие процедуры по согласованию поставок и повышение цен из-за больших логистических издержек. Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отметил, что введение демпфера сделает закупки бензина дешевле чем он реально стоит за рубежом, а разницу цен возьмёт на себя бюджет. Руководитель практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Максим Малков напомнил, что присадка MMA была запрещена в России в июле 2016 года. Он пояснил, что это было связано с присоединением к экологическим требованиям Европы по выбросам под использование экологического класса Евро-5. При этом он не исключил, что разрешение присадки может увеличить вредные выхлопы. В то же время, другие эксперты называют её эффективным и быстрым способом увеличения выпуска высокооктанового продукта. Один из собеседников назвал ещё более разумными применение этанола, который улучшает экологические показатели бензина или повышение доли ароматических соединений в бензине с 35 до 42%. Однако последняя из мер более быстрая, а первая потребует времени из-за корректировки налогов.
главное сегодня:

