Российское Правительство рассматривает возможность повторного введения полного запрета на экспорт бензина. Об этом сообщают СМИ со ссылкой на источники на топливном рынке.
Это решение может вступить в силу со следующего месяца и продлиться как минимум до конца сентября. Точный срок действия эмбарго пока не определён. Предложение о запрете ранее поручил подготовить вице-премьер Александр Новак. Новое эмбарго может затронуть также крупнейшие нефтяные компании в связи с достаточно высокими объёмами экспортных поставок – по оценкам источников, они составляют от 40 до 50 тысяч тонн. Запрет вводится для сдерживания повышения внутренних цен на этот вид топлива, которые на сегодня уже находятся близко к рекордным значениям. В частности, стоимость бензина АИ-95 на Петербургской бирже по состоянию на вчерашний день составила 76,33 тысячи рублей за тонну. Это всего лишь на 0,7 процента ниже исторического рекорда, который наблюдался в сентябре 2023 года. Цены за другую популярную марку АИ-92 также демонстрирует устойчивый рост и на 23 июля составляли 66,6 тысячи рублей за тонну.
Дополнительной проблемой может стать потеря нефтяными компаниями демпферных выплат. Это произойдёт в случае, если среднемесячная биржевая цена на бензин превысит установленную индикативную отметку на 10%, а на дизтопливо – на 20. Пока такая ситуация наблюдалась только в сентябре 2023 года, когда и был впервые введён запрет. Напомним, что демпферные выплаты – это средства, которые российское Правительство выделяет нефтяникам во время роста мировых цен на топливо. Они выделяются для того, чтобы нефтепроизводители не поднимали цены внутри страны. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутрироссийских (индикативных), то государство компенсирует компаниям часть этой разницы, если ниже – выплачивать её должны сами производители. Компенсации предоставляются, если средняя оптовая цена топлива за месяц не выросла больше, чем индикативная на 10% на бензин и 20% - на дизтопливо. В текущем году условная цена в РФ составляет 60 450 рублей за тонну бензина и 57 200 – дизтоплива. Нефтяники предлагают увеличить допустимый уровень превышения до 20 и 30 процентов соответственно, но Минфин считает допустимыми значениями 15 и 25. Срок повышения при согласовании может составить от 1 до 2 лет.
Ранее «КоммерсантЪ» также приводил комментарии по ситуации от профильных экспертов. Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что скачок цен на бензин связан с ограниченным предложением его на рынке, особенно марки АИ-95. Этому способствовали плановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов, которые были перенесены с мая на июль. По мнению специалиста, без запрета экспорта к осени, в период активных остановок заводов, эта проблема может усугубиться. Об отсутствии «запаса прочности» по производству бензина согласен и управляющий партнёр NEFT Research Сергей Фролов. Однако, по его мнению, решить проблему позволит только завершение модернизации НПЗ. В то же время, риска дефицита дизтоплива Фролов не отмечает, поскольку его объёмы производства значительно превышают внутренний спрос.
Справка ROSNG
главное сегодня:


